newspape (newspape) wrote,
newspape
newspape

Правильное ретро

Мотоциклы в ретростиле вновь входят в моду – особенно если они английского происхождения: Triumph Bonneville, Royal Enfield Bullet, возрожденный Metisse, Norton Commando… Но сохранился ли в реплике дух оригинала?


Ключевой элемент в возрождении любимых моделей прошлого – насколько удалось передать дух и внешность оригинала. Здесь мы видим два диаметрально противоположных подхода. Так, Royal Enfield остался все тем же Enfield'ом – пусть даже его производство перенесено из Англии в Индию. А вот Triumph Bonneville позаимствовал у супербайка полувековой давности лишь общую стилистику. В случае же с новым Norton Commando 961 все еще сложнее. Казалось бы, его создатель, американец Кенни Дрир, сохранил все характерные черты: рядный двухцилиндровый мотор, двухклапанные головки, штанговый привод клапанов, воздушное охлаждение… Но при этом ушел от честного 360-градусного интервала вспышек к 270-градусному «прикинусь-ка я V-твином». Насколько же новый Commando сохранил дух старого?
К счастью, долго искать образец для сравнения не пришлось: превосходно отреставрированный Norton Commando 850 1973 года выпуска есть у моего друга Киоши Накамуры, фотографа, с которым я давно сотрудничаю и который живет в 45 минутах езды от моего дома. Поразительные открытия начинаются, стоит лишь поставить два мотоцикла рядом. На бумаге у них одинаковая высота по седлу – 815 мм, но на самом деле старый явно выше! Измерения показали немалую разницу – 50 мм. А ведь рама «старичка» легко позволила бы опустить седло. Такая высота сделала запуск Commando 850 непростым искусством: электростартера нет, а киком можно завести мотор лишь на центральной подставке – без нее аппарат неизбежно клонится набок. К счастью, карбюраторы хорошо настроены, и двигатель оживает со второго тычка. На холостых – 1200 об/мин – вибрация весьма ощутима, но стоит поднять обороты до 2000, как сайлент-блоки Isolastic принимаются за дело, и тряска стихает. В рабочей зоне – от 2500 до 4000 об/мин – плавность работы двигателя просто шелковая (по крайней мере, по меркам своего времени).
Четырехступенчатая коробка передач с педалью справа переключается довольно легко. Между передачами равные промежутки, а передаточное отношение первой очень уж большое. Но первые три нужны лишь для того, чтобы выйти на высшую (четвертую!) и на ней оставаться – верхнеклапанный двигатель настолько тяговит, что и на высшей легко раскручивается с 2000 об/мин, а малая масса мотоцикла (188 кг) не обременяет динамику. Посадка – если не принимать во внимание слишком высокое седло – вполне комфортна, с небольшим наклоном вперед. Подножки не слишком высоки, но и не цепляют за асфальт в тех кренах, которые позволяют довольно тонкие шины Avon Roadrunner. На извилистых сельских дорогах этот мотоцикл – как дома: узкий, легкий, с превосходной управляемостью.
У этого аппарата лишь два недостатка, причем существенных даже по меркам того времени: тормоза и задняя подвеска. На моем Ducati 750SS, который я купил в 1974 году (всего через год после того, как был выпущен этот Norton), впереди стояли два чугунных диска Brembo, и работали они превосходно. А на Commando – всего один стальной диск, и надо давить на рычаг со всей силы, чтобы мотоцикл замедлился (надо сказать, крайне неохотно). На скромного вида однопоршневой скобе – эмблема Norton-Lockheed, и на Ducati скобы Lockheed, но там на их работу грех жаловаться. Ну ладно, по сравнению с Commando тот Ducati проходил повороты как грузовик – но зачем вам большая скорость, если вы не можете ее вовремя сбросить?
Передняя вилка старого Commando вполне оправдывает свое название Roadholder («Держатель дороги»), но его задние амортизаторы Girling просто ужасны – особенно если сравнить их с Ohlins на новом Commando, которые сглаживают все неровности. Girling'и на любой кочке лязгают так, что хочется остановиться и проверить: ничего не отвалилось? Да, тормоза и задняя подвеска за сорок лет определенно стали совершеннее, и два Norton’a – лучшее тому подтверждение. Тем не менее и старый Commando удивительно приятен на ходу: хорошая управляемость, тяговитый двигатель. Воистину – лучший из прежних «британцев».
Но перенесемся на сорок лет вперед и посмотрим на современного преемника славного имени. Он почти вдвое мощнее – выдает 80 л.с. при 6500 об/мин. Для старого аппарата Norton заявлял 60 л.с., но это была «каталожная» мощность – реальная всего 53 л.с. при 6200 об/мин. Интересно, что сухая масса двух машин одинакова: 188 кг.
Нажимаю на кнопку стартера – и двухцилиндровый мотор тут же просыпается. Увы, он звучит как Ducati, а не как традиционный британский твин. Это потому, что разработчик мотора Кенни Дрир выбрал угол между вспышками 270º в стремлении снизить вибрации, чрезмерные даже с уравновешивающим валом. Это уже потом выяснилось, что изготовитель уравновешивающих валов гнал откровенный брак – но вносить изменения в конструкцию было уже поздно. Так что Norton звучит, как Ducati. Это не значит, что звук плох – просто он «неправильный».
Я уже ездил на новом Norton Commando 961 – но с мотором, сделанным «на стороне», компанией Menard. Теперь же Norton сам собирает двигатели, и они уже отвечают нормам Euro 3. Кажется, вибрации стали больше, особенно на оборотах выше 5000 об/мин – впрочем, все в пределах допустимого. Вот характеристика мотора стала более линейной, и, в отличие от двигателя старого Commando, он не задыхается на верхах. Хороши и низы: вы можете подкрадываться на малой скорости к светофору и на зеленый тут же выстреливать вперед. Мотор тянет с холостых, оживает с 2000 об/мин и весело подхватывает на 4000 об/мин. Как и на старом Norton, нет нужды выкручивать двигатель до звона – держите его на пике крутящего момента (5200 об/мин) и наслаждайтесь! Важное усовершенствование силового агрегата Euro 3 – привод переключения с рычажным механизмом, снизившим усилие. Теперь инженерам надо заняться подставкой, которую стоило бы сделать покороче и доступнее!
Как и его предшественник, новый Commando отличается прекрасной управляемостью. Он сочетает живость управления со стабильностью, легко прощает ошибки пилота, сразу внушая к себе доверие. Подвески определенно стали лучше: когда я на скорости «за сотню» проехал выбоину после скоростного спуска, амортизаторы ее просто проглотили, и мотоцикл не сделал и попытки отклониться с курса. Безусловно, в этом – и заслуга низкого центра тяжести: силовой агрегат удалось посадить в раме ниже благодаря системе смазки с сухим картером. Два передних тормозных диска Brembo с радиальными скобами обеспечивают мощное, но контролируемое замедление. Да и торможение двигателем внушительное – при этом чаттера заднего колеса не возникает, даже если сбросить обороты до холостых.

Norton Commando 850 Mk1: классик, 1973 г., 829 см³, 53 л.с., 188 кг.


Norton Commando 961: классик, 2012 г., 961 см³, 80 л.с., 188 кг.


Старый и новый Norton Commando имеют общую архитектуру: рядный двухцилиндровый двигатель с штанговым приводом клапанов и задняя подвеска с двумя амортизаторами.


Классический силовой агрегат Norton Commando 850 с отдельной коробкой передач, с рычагом переключения справа.


Крохотный стоп-сигнал старого Commando.



Один стальной диск с однопоршневой скобой на старом Norton выполняют свою работу на жидкую троечку.


На приливе коробки передач Commando 850 – указатель включенной передачи.


Классическая комбинация приборов и старомодные пульты Commando 850.


Силовой агрегат Norton Commando 961 повторяет архитектуру старого.


Передняя вилка Ohlins с полным набором регулировок и тормоза Brembo работают безупречно.


Современное происхождение приборов Commando 961 выдает вписанный в спидометр жидкокристаллический дисплей.


Аккуратно вписанный в «корму» стоп-сигнал.



Новый Commando – блестящая современная интерпретация классического мотоцикла 40-летней давности.



Возвращение марки Norton в гонки состоится на легендарной трассе Tourist Trophy.


ИТОГ.Ретро – это круто, но только если оно правильно сделано. К счастью, новый Norton Commando 961 – из «правильных». Он перенял от классического байка не только внешность, но и частицу характера. Дайте ему достойное финансирование – и его ждет такой же коммерческий успех, как у нового Mini.
Tags: мото, техника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments