?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Давать на чай или нет
newspape
В нашей стране клиенты не всегда вспоминают о

том, что за хорошее обслуживание принято благодарить обслуживающий
персонал. Кто-то скажет: «Я заплатил по счёту! Почему я должен ещё
кому-то что-то платить сверх этого?»

Наверное, потому, что
зачастую доход обслуживающего персонала складывается из скромного оклада
и щедрых чаевых, которые оставляют довольные клиенты. И эти чаевые
могут составлять до 50% заработной платы официанта. Если бы не такие
чаевые, вряд ли бы официант согласился на эту работу. Кроме официантов,
принято оставлять чаевые и другим служащим.

1. В гостинице

При
заезде в гостиницу принято давать чаевые носильщику, который доставил
ваши чемоданы в номер, горничной и официантам в ресторане отеля. Не
нужно благодарить всех подряд. Чаевые
– это ваш способ показать персоналу отеля, что вы довольны
обслуживанием. Во многих странах принято оставлять чаевые для горничной,
которая делает уборку в вашем номере. Размер чаевых, как правило,
стандартный, но тем не менее в разных странах он различается, его можно
уточнить у бывалых туристов.

Чаевые для горничной принято
оставлять на кровати или на тумбочке рядом с кроватью. Если вам не
понравилось, как была проведена уборка в вашем номере, то оставлять
чаевые вы не обязаны. Чаевые горничной не гарантируют, что постельное
бельё и полотенца будут меняться ежедневно, здесь всё зависит от условий
проживания в отеле, с которыми вы могли заранее ознакомиться ещё до
бронирования номера.

В ресторане гостиницы можно оставить на чай
стандартную сумму либо 5-10% от суммы заказа. Если в гостинице вы
питаетесь по системе all inclusive,
то вы можете оставить официанту на чай ровно столько, сколько обычно
принято в этой стране. Давать чаевые официанту или нет, зависит только
от того, насколько быстро и грамотно он обслужил ваш столик. Советую
выбирать каждый раз одного и того же понравившегося вам официанта и
оставлять ему на чай, тогда он вас запомнит и будет стараться вам
угодить.

Если кто-то из сотрудников отеля оказал вам помощь,
например: принял очень важный для вас звонок, помог отправить факс или
организовать какое-то мероприятие, скажем, день рождения вашего ребёнка,
то, без сомнения, вы захотите его отблагодарить. Слова благодарности
можно выразить лично при встрече. Для того чтобы оставить чаевые этому
человеку, нужно узнать его имя, фамилию и должность. В простой конверт
поместите достойное вознаграждение, можно приложить к нему небольшую
сопроводительную записку со словами благодарности. Конверт нужно
заклеить, написать на нём, например: «для Джона Смита, метрдотеля», и
передать конверт на ресепшн.

2. В ресторане

В некоторых
ресторанах чаевые уже включены в счёт. В этом случае они могут быть
прописаны в чеке, который вам принесёт официант. В противном случае размер чаевых
будет составлять 5-10% от общей суммы заказа. Расплатившись по счёту,
не спешите убегать из ресторана. Подождите, пока официант вам принесёт
сдачу, в ресторанах с хорошей репутацией не принято присваивать сдачу в
качестве чаевых, поэтому вам принесут её обратно. Если вы не стали
забирать сдачу, то она автоматически «превращается» в чаевые официанту.

Некоторые
нечестные официанты умудряются забирать себе в качестве чаевых до 50%
от стоимости заказа. К примеру, если вы расплатились крупной купюрой, то
не надо скромно уходить. Допустим, ваш коктейль стоил 500 рублей, вы
дали купюру в 1000 руб. официанту. Это не означает, что он может
оставить сдачу себе. Если вам не несут сдачу, вы имеете право
возмутиться, потребовать, чтобы вас рассчитали, и в таком случае можете
вообще не оставлять чаевых. Давать «на чай» или нет, в конечном счёте,
решает только сам посетитель.

3. В такси

В некоторых странах принято давать на чай водителям такси.
У нас это обычно не практикуется. Но если вас очень быстро доставили из
точки А в точку Б. Или представьте себе ситуацию: вы опаздываете на
самолёт, на деловую встречу или в театр, ловите такси, и – о чудо! – вас
доставляют точно вовремя в нужное вам место. Чтобы поблагодарить
водителя, достаточно заплатить больше, чем было оговорено вначале. В
этом случае обычно принято говорить «Сдачи не надо!». Если вы
расплатились крупной купюрой, дождитесь, пока водитель с вами
рассчитается, и можете оставить ему пару сотен, ну или сколько сочтёте
нужным, в качестве чаевых. Не обязательно совать деньги в руки, можете
просто положить чаевые на приборную панель, сопроводив это словами
благодарности.

4. В салоне красоты

Хорошим тоном считается оставлять чаевые мастеру, который вас удачно подстриг или сделал вам красивый маникюр.
Тем более если вы являетесь постоянным клиентом этого салона и этого
мастера и вам очень нравится результат его работы. В этом случае чаевые
лучше оставить демонстративно на рабочем столике мастера, до того как вы
пошли к ресепшн расплачиваться по счёту.

Размер чаевых зависит
от вашей щедрости, в среднем он может составлять 5-10% от общего счёта.
Лучше, если размер чаевых всегда будет одинаковым. Если в этот раз ваш
мастер превзошёл сам себя, вы пошли на новый для вас эксперимент, ну
допустим, с цветом волос, и он удался, то можете оставить на чай больше
обычного.

В ситуациях, когда вы везде и всегда расплачиваетесь
кредитной карточкой, удобнее носить с собой в кошельке мелкие купюры на
всякий случай, в том числе и чтобы иметь возможность поблагодарить
человека за хорошо оказанную вам услугу. Если так получилось, что у вас в
кошельке не оказалось нужной суммы «на чай» для официанта или стилиста,
то лучше просто улыбнуться, поблагодарить и не оставлять чаевых вообще,
чем бегать в поисках размена или поражать людей своей сказочной
щедростью.