?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
Может ли жизнь ребенка на два дома быть комфортной?
newspape
http://www.vospityvaem.ru/images/anons/doshkolnik-4.jpg«Мы с мужем развелись. Развелись не особенно

мирно, да и жили до развода сильно так себе. Сейчас муж хочет, чтобы наш
почти шестилетний малыш жил на два дома: неделю со мной, неделю с ним.
Муж мотивирует это тем, что если он будет только воскресным папой, его
контакт с сыном утратится...

Если бы он так беспокоился о
контакте с сыном раньше, возможно, мы и не развелись бы вообще. Может
ли ребенок жить без вреда для психики на два дома?»
(Вопрос психологу)Жизнь ребенка на два дома может быть приятной и комфортной. Но чтобы события развивались так, необходимо соблюдать ряд условий.

1.
Для пятилетнего ребенка родители – это недосягаемый самый надежный
авторитет. Если мама и папа говорят, что что-то так и есть, значит, оно
так и есть. Если мама и папа говорят, что жить неделю у одного, неделю –
у другого, это нормально. Для ребенка эта ситуация станет нормальной и
житейской. Но это возможно только в том случае, если родители спокойны и
аутентичны: говорят об этом спокойно и спокойными и остаются. Если
кому-то из родителей приходится мириться с таким положением дел, но он
всей душой протестует и видом и интонациями, жестами, дает понять свое
несогласие, ребенок
это чувствует и начинает тревожиться. «Что-то не так, что-то плохо,
наверное, я что-то делаю плохо, я плохой» – цепочка мыслей схематичная,
но принципиально верная. Поэтому, если такое решение принимается, оно
должно приниматься обеими сторонами.

2. Для благополучия
ребенка в такой ситуации важно иметь согласованную систему своих прав и
обязанностей в каждом из своих домов. Об этом родителям также необходимо
договориться. Если в одном доме ребенок вытирает пыль и кормит кота, а в
другом играет на компьютере, то отношения ребенка перестанет быть
симметричным. Родитель, предусматривающий домашние обязанности,
будет восприниматься авторитарным агрессором, особенно если будет
настаивать на выполнении обязанностей в категоричной форме. Но это даже
не самый худший вариант, когда ребенок знает, чего от него ждут в каждом
доме и имеет возможность подготовиться\перестроиться. Бывает хуже,
когда ребенок оказывается в двух разных системах негласных правил,
неозвучиваемых правил, по которым живут семьи. Почти в каждой семье есть
такие правила, но когда семья одна, разобраться в этом своде
подразумеваемых законов общежития в два раза проще, чем когда дома два.

3. Ребенку важно ощущать себя любимым.
Поэтому хорошо, если каждый родитель со своей стороны говорит о своих
чувствах, не сравнивая их с чувствами другой стороны. А если ребенок
спрашивает, подтверждать, что тот любим и другой родительской стороной.
Ситуативное желание отыграться, сказав что-то вроде: «Ну, если бы мама
тебя любила, то...» пробивает огромные бреши в картине мира ребенка.

4.
Еще одной важной потребностью маленького ребенка является ощущать себя
продолжением двух хороших людей: «если мои мама и папа хорошие – значит,
я тоже хороший». Поэтому, если ребенок спрашивает о другом родителе,
важно говорить о нем хорошо настолько, насколько это возможно, даже если
он по отношению к вам поступил не особенно хорошо. По крайней мере,
можно предположить оправдывающие его мотивы. Если говорить о бывшем
супруге хорошо практически невозможно в силу обстоятельств прошлого, то
можно вообще не покидать вероятностного пространства: наверное..., может
быть..., и дать волю фантазии, говоря не о реальном человеке, а о том,
каким супруг мог бы стать, если бы звезды расположились иначе.

Таким
образом, при соблюдении этих несложных рекомендаций можно сделать жизнь
ребенка на два дома вполне приемлемой, а может быть даже и счастливой:
представьте, у него все в двойном объеме – два дома, две семьи, две
собаки, два дня рождения с двойным набором подарков, наконец...